Методики диагностики мотивационной сферы:

ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ (А.Г. Шмелев, В.С. Бабина)

 

           Тест юмористических фраз (ТЮФ)—компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники.

           Практической задачей ТЮФ является, прежде всего, диагностика в целях индивидуального психологического консультирования и коррекции. В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов—юмористических фраз. Появление крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса.

         В бланке ответов при прочтении очередной юмористической фразы делайте пометку (ставьте номер темы) в той графе, которая соответствует, по Вашему мнению, ее тематике.

         Каждая фраза должна найти "свое" место. Не раздумывайте долго над фразами

Стимульный материал состоит из 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной интерпретации усматривают в них то одну, то другую тему из 10 основных).

Основные темы:

 1. Агрессия (садизм) — самозащита;     2. Взаимоотношения полов (секс);

 3. Пагубные пристрастия;        4. Деньги;     5. Мода;     6. Карьера;.

 7. Семейные неурядицы;          8. Социальные неурядицы;  

 9. Бездарность в искусстве;    10. Человеческая глупость.

Бланк ответов

 

Имя__________________             дата______________________

 

 

 

1

 

26

 

51

 

76

 

2

 

27

 

52

 

77

 

3

 

28

 

53

 

78

 

4

 

29

 

54

 

79

 

5

 

30

 

55

 

80

 

6

 

31

 

56

 

81

 

7

 

32

 

57

 

82

 

8

 

33

 

58

 

83

 

9

 

34

 

59

 

84

 

10

 

35

 

60

 

85

 

11

 

36

 

61

 

86

 

12

 

37

 

62

 

87

 

13

 

38

 

63

 

88

 

14

 

39

 

64

 

89

 

15

 

40

 

65

 

90

 

16

 

41

 

66

 

91

 

17

 

42

 

67

 

92

 

18

 

43

 

68

 

93

 

19

 

44

 

69

 

94

 

20

 

45

 

70

 

95

 

21

 

46

 

71

 

96

 

22

 

47

 

72

 

97

 

23

 

48

 

73

 

98

 

24

 

49

 

74

 

99

 

25

 

50

 

75

 

100

 

 

Набор ТЮФ:

 1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.

 2. Чем дальше хочется прыгнуть, тем ниже нужно согнуться.

3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.

4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.

5. Без женщин жить нельзя на свете—тем более в темноте.

6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.

7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.

8. С кем поведешься, с тем и наберешься.

9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.

10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление — жене.

11. "Терпение и труд все перетрут" — напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.

12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше и не жить.

13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.

14. Морская качка изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило,

15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.

16. И фиговый Листок отпадает.

17. Одежда! Мой компас земной, а удача — награда за смелость.

18. Не было ни гроша, и не будет.

19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда поднимаешься по служебной лестнице.

20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.

21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.

22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.

23. Выпился в алкоголики.

24. "Семь раз отмерь — один отрежь", — объяснял старый палач молодому.

25. Брала от жизни все, что входило в моду.

26. Деньги — тем большее зло, чем их меньше.

27. Мне с Вами скучно, мне с Вами спать хочется.

28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.

29. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет.

30. Она шипела на мужа, как газированная вода.

31. Я пью не больше ста граммов, но, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много.

32. Не бойтесь этой гранаты: она ручная.

33. Дети — цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться.

34. "Не хлебом единым жив человек", — кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.

35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин!

36. Единственное, что было в нем мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.

37. "Нелегок писательский труд", — говорит Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.

38. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол.

39. Деньги есть деньги! В этой фразе глубокий смысл, но нет запятой.

40. Любимая поговорка военных: "Призвание хорошо, а звание лучше".

41. Поэт шел в гору, но гора эта была Парнасом.

42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.

43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.

44. "Душит — значит любит" (Дездемона).

45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.

46. Нашел место в жизни — найди жене.

47. Писал с принципиальных кассовых позиций.

48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести за 2-3 часа до ее начала.

49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.

50. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?

51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель — тоже.

52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.

53. "У меня ничего не осталось, кроме тебя", — признался он ей... за три дня до зарплаты.

54. Круглые дураки в люди не выходят. Их выкатывают.

55. Мясник строил свое благополучие на чужих костях.

56. Голова его чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой.

57. "Пить — здоровью вредить", — сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ее ласками.

58. И на "пегасах" порой гарцуют всадники без головы.

59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.

60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.

61. "Удивительное — ядом!" — сказал Сальери

62. Нарушение моды королями становится модой для их под¬данных.

63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.

64. Жена шефа много симпатичнее, чем шеф жены.

65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая — с дерева жизни.

66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.

67. Когда она заговаривала о лисе-чернобурке, муж смотрел на нее волком.

68. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.

69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.

70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.

71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.

72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, когда он чужой.

73. В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт.

74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.

75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.

76. В этой столовой можно не только червячка заморить.

77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.

78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.

79. Если все время мыслить, на что же существовать?

80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна "рука" тут, другая — там.

81. Мода на форму черепа стоила ей многого.

82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.

83. Ломал голову, а сломал шею.

84. "А здесь я работаю для потомства", — гордо намекнул Сазонов, указывая посетителям на диван.

85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.

86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.

87. Интеллигенты умирают сидя.

88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в кара¬куле ходит.

89. Сколько еще дантесов прозябает в неизвестности!

90. Забытый писатель искал забвения в вине.

91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.

92. Модельеры призваны одевать женщин. Они же все время стараются их раздеть.

93. Не лещ без бутылки.

94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.

95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.

96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!

97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.

98. Не всякая кучка могучая.

99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.

100. Графомания — это потребность души или семейного бюджета?

Процедура проведения подсчёта:

Подсчитайте количество пометок в каждой графе. Заметьте те темы, где число пометок больше десяти или же меньше шести. Особо отметьте темы, которым соответствует максимальное и минимальное число пометок.

Появление крупного класса при классификации - свидетельствует о наличии сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию класса. Малое количество пометок может свидетельствовать о том же ( в этом случае тема может вытесняться, быть запретной).

 

 

 

 

Авторы теста предлагают следующую теоретическую психологическую интерпретацию использованных тем:

 

 

Тема

Мотив

Преграда

1

Садизм

самосохранение

разнообразные "агрессивные" факторы, угрожающие физической целостности индивида

2

Секс

вступление в интимно-сексуальные отношения, разрядка напряжения от сексуальной неудовлетворенности

внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность) и интериоризованные субъектом социальные запреты на проявление сексуальности вне специальных ситуаций супружеской интимности

3

Пагубные пристрастия

употребление алкогольных напитков, снятие напряжения с помощью психо-фармакологических средств

интериоризованные субъектом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда; внешние трудности (административные преследования, дороговизна алкогольных напитков и т.п.)

4

Деньги

личное материальное благосостояние

недостаток денег, высокие цены и т.п.

5

Мода

самоподача, престиж, самоутверждение за счет обладания внешними атрибутами социального успеха

скачки моды, дефицит и высокая цена престижных товаров

 

 

 

 

6

Карьера

достижение высокого положения в обществе, получение широкого признания за счет профессионального и социального продвижения по служебной лестнице

конкуренция, необходимость компромиссов, унижений, маскировки под рядового труженика

7

Семейные неурядицы

семейное благополучие

несоответствующее ожиданиям субъекта поведение членов семьи (супруга, детей) или объективные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади)

8

Социальные неурядицы

социальное благополучие

асоциальность, "несознательность" окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости и гражданской  собственности

9

Бездарность в искусстве

поиск красоты, гармонии, эстетическая сензитивность

эстетическая беспринципность так называемых "людей искусства", обилие бездарных произведений.

 

 

10

Человеческая глупость

познание, стремление к истине как к самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием

невежество, ограниченность окружающих

 

 

Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера-Ханина)

 

Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Обработка результатов.

Определяем показатели ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

На основе оценки уровня тревожности составляем рекомендации для коррекции поведения испытуемого.

Вычисляем среднегрупповой показатель СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более высокая.

 

         По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко- и низкотревожные.

 

 

 

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.


п/п

Суждение

Нет, это
не так

Пожалуй,
так

Верно

Совершенно
верно

1

Я спокоен

4

3

2

1

2

Мне ничто не угрожает

4

3

2

1

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

4

3

2

1

6

Я растроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

4

3

2

1

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

4

3

2

1

11

Я уверен в себе

4

3

2

1

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности

4

3

2

1

16

Я доволен

4

3

2

1

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

4

3

2

1

20

Мне приятно

4

3

2

1

 

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.


п/п

Суждение

Никогда

Почти
никогда

Часто

Почти
всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

4

3

2

1

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко растраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

4

3

2

1

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

4

3

2

1

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

4

3

2

1

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверености в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

4

3

2

1

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

4

3

2

1

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

 

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

Личностный опросник. Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами таких тестов как «Мотивация к избеганию неудач», «Готовность к риску».

Инструкция:  «Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».

Стимульный материал:

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие - это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

Ключ: По 1 баллу начисляется за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.

Также начисляется по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39.

Ответы на вопросы 1,11, 12,19, 28, 33, 34, 35,40 не учитываются.     Далее подсчитывается сумма набранных баллов.

Анализ результата: От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;   от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;  от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации;

свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (Т. Элерс)

Личностный опросник. Степень выраженности мотивации к избеганию неудач оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Результат теста «Мотивация к избеганию неудач» следует анализировать вместе с результатами таких тестов как «Мотивация к успеху», «Готовность к риску».

Инструкция:

«Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и подчеркните его».

Ключ:

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Порядок подсчета:

Испытуемый получает по 1 баллу за следующие совпадения по выборам, приведенным в ключе. Первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты - номер столбца, в котором находится нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово в первой строке, во втором столбце - «бдительный», если это слово выбрано испытуемым, то оно получает 1 балл  (другие варианты ответов испытуемого баллов не получают).

Результат. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Анализ результата. Исследования показали, что у людей с высоким уровнем мотивации к защите, избеганию неудач наблюдается страх перед несчастными случаями, они чаще попадают в разные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Люди, которые боятся неудач, предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу.

Исследования показали, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

степени предполагаемого риска;

преобладающей мотивации;

опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

Бланк методики:

1

2

3

1.Смелый

бдительный

предприимчивый

2. Кроткий

робкий

упрямый

3. Осторожный

решительный

пессимистичный

4. Непостоянный

бесцеремонный

внимательный

5. Неумный

трусливый

недумающий

6. Ловкий

бойкий

предусмотрительный

7. Хладнокровный

колеблющийся

удалой

8. Стремительный

легкомысленный

боязливый

9. Незадумывающийся

жеманный

непредусмотрительный

10. Оптимистичный

добросовестный

чуткий

11. Меланхоличный

сомневающийся

неустойчивый

12. Трусливый

небрежный

взволнованный

13. Опрометчивый

тихий

боязливый

14. Внимательный

неблагоразумный

смелый

15. Рассудительный

быстрый

мужественный

16. Предприимчивый

осторожный

предусмотрительный

17. Взволнованный

рассеянный

робкий

18. Малодушный

неосторожный

бесцеремонный

19. Пугливый

нерешительный

нервный

20. Исполнительный

преданный

авантюрный

21. Предусмотрительный

бойкий

отчаянный

22. Укрощенный

безразличный

небрежный

23. Осторожный

беззаботный

терпеливый

24. Разумный

заботливый

храбрый

25. Предвидящий

неустрашимый

добросовестный

26. Поспешный

пугливый

беззаботный

27. Рассеянный

опрометчивый

пессимистичный

28. Осмотрительный

рассудительный

предприимчивый

29. Тихий

неорганизованный

боязливый

30. Оптимистичный

бдительный

беззаботный

Ценностные ориентации Р. Рокича

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

·  терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

·  инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция:

"Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Список А (терминальные ценности):

·  1 — активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

·  2 — жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

·  3 – здоровье (физическое и психическое)

·  4 — интересная работа

·  5 — красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

·  6 — любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

·  7 — материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

·  8— наличие хороших и верных друзей

·  9— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

·  10 — познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

·  11 — продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

·  12 — развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

·  13— развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

·  14 — свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

·  15 – счастливая семейная жизнь

·  16 – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

·  17— творчество (возможность творческой деятельности)

·  18 – уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий; сомнений).

Список Б (инструментальные ценности)

·  1 — аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

·  2 — воспитанность (хорошие манеры)

·  3 — высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

·  4 — жизнерадостность (чувство юмора)

·  5 — исполнительность (дисциплинированность)

·  6 — независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

·  7— непримиримость к недостаткам в себе и других

·  8 — образованность (широта знаний, высокая общая культура)

·  9 — ответственность (чувство долга, умение держать слово)

·  10 – рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

·  11 — самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

·  12 — смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

·  13 — твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

·  14 — терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

·  15 — широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

·  16 — честность (правдивость, искренность)

·  17 — эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

·  18 — чуткость (заботливость)

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

·  "В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?"

·  "Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?"

·  "Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?"

·  "Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?"

·  "Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?"

·  "............через 5 или 10 лет?"

·  "Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?"

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д.

Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

 

Hosted by uCoz