Анализ проблемной ситуации:

Отстава­ние в развитии способностей ребенка. Например, ребенок не усваивает эле­ментарные количественные представле­ния, или не умеет должным образом рисовать, или рассеян, неусидчив, не­ловок — в общем, что-то у него не по­лучается в той или иной деятельности.

Поступки ребёнка, не соответствуют нормам и правилам общественного по­ведения. Например, ребенок унес из детского сада игрушку, или лжет вос­питателю, или ушел с прогулки домой, или мешает другим, или не здоровается и не прощается и т. п., т.е. несформированность морального и нравственного сознания ребенка.

Адаптационное поведение ре­бенка. Например, ребенок не хочет идти в группу или, наоборот, уходить из дет­ского сада. Противоречие, определяю­щее суть таких ситуаций, лежит в глу­бинах нервно-психических свойств ре­бенка. Оно связано с подвижностью — инертностью нервных процессов, что предопределяет переключение ребенка с одних стереотипов и форм жизнедея­тельности на другие. Отношения ребенка с другими детьми. Например, ребенок старается быть в центре внима­ния, или отказывается от роли веду­щего, или не хочет играть с детьми, жалуется на других, конфликтует с детьми, проявляет эгоизм и т. п. Причи­ны таких ситуаций кроются во взаимо­отношениях «я — они», где отсутствует чувство «мы». Формирование такого чувства требует мотивационной вклю­ченности каждого ребенка в совместную жизнедеятельность детей.

Восприятие ребенка отношений к нему. Например, обида на воспитателя, от­мщение за наказание, жалоба на воспи­тателя, плаксивость или стремление к похвале за все деяния. Психологическое содержание таких ситуаций заключено в переживании чувства собственного достоинства.

Отношение ребенка к себе. В контексте отношения к себе у ребенка может происходить снижение самооцен­ки, что является сигналом к зарожде­нию комплекса неполноценности. Про­истекает это из неудачных действий и поступков ребенка, которые вызывают неодобрительную реакцию окружаю­щих. Это может происходить случайно. Например, ребенок упал в результате неловкого движения, что вызвало все­общий смех. После этого ребенок бу­дет стесняться совершить подобное дей­ствие.

Отноше­ние ребёнка к элементарным трудовым обязанностям. Например, ребенок не хочет дежурить по столовой или уби­рать вещи и игрушки и т. п. Проблема скрывается в противоречивой мотива­ции ребенка, в его ситуативных увле­чениях, желаниях, интересах. В таких случаях начинать нужно с создания положительной мотивации на предполагаемую деятельность. Без этого невозможно добиться положи­тельного результата.

Отношение к животным. Напри­мер, ребенок не хочет ухаживать за животными или бьет их и т. п. В основе такого поведения лежат психологиче­ские установки на животных и природу, которые сформировались, скорее всего, в семье. Переделка отрицательных уста­новок потребует от воспитателя не од­ного дня усилий.

Подобное разрушительное отношение ребенок может проявлять к вещам. На­пример, ребенок ломает игрушки. В од­них случаях ребенком может двигать познавательный интерес, в других — отрицательная установка на вещи, в третьих — желание заявить о себе в силу

возникшей социально-психологиче­ской депривации его личности.

Существуют проблемные ситуации, связанные с отношением ребенка к еде. Эта проблема может иметь и медико-физиологический аспект, и социально-психологический. Первый решается спе­циальным медицинским обследованием. Второй является следствием различий семейного образа жизни и режима дет­ского сада.

Отношение воспитате­ля к детям. Чаще всего это проявляется в избирательном отношении воспитате­ля к ребенку. Дети весьма чувствитель­ны к проявлению избирательности и пе­реживают недополучение положитель­ного отношения со стороны воспита­теля как несправедливость. Такая си­туация проистекает из эмоций и чувств, которые вызывают у воспитателя дети.

Планирование обследования:

Для примера рассмотрим ситуацию «ребенок стесняется своих недостат­ков».

1. Краткая характеристика ребенка. Света К., 5 лет, ходит в старшую группу. Посещает детский сад с 3 лет. Среднего роста, несколько пол­новата, что является причиной ее неуклюжести, близорука, носит очки. Движения некоординиро­ваны. Спокойная, робкая, неактивная. Старает­ся не привлекать к себе внимания. Сама находит себе занятие. Малообщительна. Если ее инте­ресы явно ущемлены, может проявить агрес­сивность.

2. Семья. Света живет с мамой и отчимом. У матери и отчима есть общий ребенок (млад­ший брат Светы).

3. События, предшествующие возникновению проблемной ситуации. Во время физкультурного занятия Света неудачно выполнила одно упраж­нение, что рассмешило детей. Воспитатель, успокоив их, предложила Свете повторить упраж­нение. Под пристальным вниманием детей, пред­приняв вторую попытку, девочка поскользнулась и упала. Вновь раздался смех. После этого слу­чая Света еще больше замкнулась. С нежела­нием стала ходить на физкультуру.

4. Описание сюжета проблемной ситуации. Воспитатель на прогулке организовала спортив­ные соревнования по командам. Команда, в ко­торой была Света, несколько раз проигрывала из-за ее нерасторопности. Капитан команды, выражая недовольство, указал на физические недостатки Светы, добавив: «Не умеешь играть — не играй!» Девочка отошла в сторону, заплакала и после этого случая, несмотря на все уговоры воспитателя, больше не принимала участия в дет­ских играх.

 

Главным в этой ситуации становится внутреннее противоречие, связанное с переосмыслением ребенком своего поло­жения в группе и осознанием своих индивидуальных особенностей.

Для воспроизведения целостной кар­тины формирующейся личности ребен­ка и планирования психодиагностического обследования необходимо учесть следующую ин­формацию: 1) об индивидуально-типи­ческих особенностях ребенка (в дан­ном случае о физическом развитии Светы); 2) об условиях семейного вос­питания (в данном случае о приоритете внимания родителей на младшем брате Светы); 3) о статусе ребенка в группе (в данном случае Света — «отвержен­ная»); 4) о сути предшествующих со­бытий (в данном случае — фрустрированность Светы, возникшая в резуль­тате неуспеха на физкультуре); 5) о возрастных особенностях (в данном случае — о закономерностях формиро­вания самосознания и социального раз­вития дошкольников).

 

Стандартизированные и нестандартизированные методы в диагностическом исследовании:

Стандартизированные (тесты, опросники, техники шкалирования) и нестандартизированные (прожективные, игровые методы предполагающие индивидуальный подход к испытуемому и использование особого опыта и интуиции психодиагноста, напр. психодиагностическая беседа).

В психологической практике вся диагностическая работа состоит из трех компонентов: работы с запросом, собственно технологии объективного исследования (с использованием приемов добывания и фиксирования данных, их обработки) и работы с ответом на запрос.

 

Hosted by uCoz